Вы здесь

Мозаичная мастерская

Идея создания мозаичной мастерской для оформления интерьеров Исаакиевского собора возникла в 1842 году после поездки архитектора О. Монферрана в Рим. Однако, окончательное решение было принято Николаем I в 1845 году, император распорядился писать иконы для собора на холсте и «...учредить мозаичное заведение для изображения после сих икон мозаикою». После чего в Риме была открыта временная студия под руководством М. Барбери. В студии проходили обучение мозаичному искусству пенсионеры Академии художеств В. Е. Раев, С. Т. Федоров, И. С. Шаповалов и Е. Г. Солнцев. Тем временем в Санкт-Петербурге был сформирован Комитет по устройству Мозаичного Заведения во главе с президентом Академии герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Из Италии были приглашены специалисты для организации производства смальты и обучения местных мастеров. Среди подписавших контракты с Академией был химик Д. Бонафеде, ранее работавший у М. Барбери. Летом 1851 года временная римская студия была закрыта, а обучающиеся в ней пенсионеры вернулись в Россию, и уже 21 ноября 1851 года было утверждено положение и штат Императорского Мозаичного Заведения.

Руководство работами было поручено Д. Бонафеде, он же занимался обустройством цехов по производству смальты. В 1864 году мастерская переехала в специально построенное для Мозаичного Заведения здание в академическом саду, выполненное по проекту архитектора Ф. И. Эппингера. Во главе императорской мозаичной мастерской в разное время находились Ф. А. Бруни, Ф. И. Иордан, А. Н. Фролов, П. П. Чистяков и Н. А. Бруни. Помимо работ для Исаакиевского собора были набраны мозаики для собора Святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе, Чудова монастыря в Москве, сделана облицовка для храма Христа Спасителя в Москве,  исполнялись заказы для частных лиц.

После революции Мозаичное Заведение было закрыто и возобновить работу удалось только в 1922 году. Одним из главным проектов того времени стало оформление мавзолея В. И. Ленина. В военные годы в блокадном Ленинграде работы в мозаичной мастерской не прекращались: под руководством В. А. Фролова создавались мозаики для московского метрополитена. В 1947 году формируется Управление мастерских и лабораторий Академии художеств СССР, куда входит мозаичная мастерская. В 50ых годах мастерской были выполнены работы по оформлению фонтанов ВДНХ, началось создание мозаик для ленинградского метрополитена. Во второй половине XX-начале XXI века мастерская продолжила художественное оформление станций метрополитена в Ленинграде-Санкт-Петербурге: «Фрунзенская», «Василеостровская», «Звездная», «Достоевская», «Площадь Александра Невского», «Спортивная», «Звенигородская», «Волковская», «Адмиралтейская» и т.д. Мастерская выполняла заказы для городов со всего Советского Союза.

С 1991 художественным руководителем мозаичной мастерской является академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Александр Кирович Быстров.